Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница
Ведущая роль в управлении госимуществом принадлежит Министерству
имущественных отношений Российской Федерации, которое наделяет унитарные
предприятия имуществом, относящимся к федеральной собственности, согласовывает
вопросы распоряжения недвижимым имуществом таких предприятий, ведет их реестр,
решает проблемы реорганизации унитарных предприятий, осуществляет контроль за
эффективностью использования имущества, закрепленного за
унитарным предприятиям.
В связи с особой важностью поставленных перед Минимуществом задач руководители его структур на уровне
субъектов Российской Федерации согласовываются главой администрации,
законодательным органом и назначаются министром. В РФ такой сложный порядок
существует только при назначении руководителей структур МВД и Министерства
финансов.
Отраслевые федеральные органы исполнительной власти
утверждают уставы унитарных предприятий, назначают на должность (освобождают)
их руководителей, заключают (расторгают) контракты с руководителями
предприятий. В
Если юридически права хозяйственного ведения предоставляют
управляющему широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению
имуществом, регулированию трудовых ситуаций, то вмешательство государственных
органов в деятельность унитарных предприятий вне установленного круга
полномочий является неправомерным.
Один из главных недостатков в управлении унитарными
предприятиями состоит в том, что их руководители могут бесконтрольно управлять
финансовыми потоками своих предприятий, самостоятельно принимать решения о
направлениях использования прибыли. Юридически они не связаны необходимостью
согласовывать свои решения с собственником имущества (за исключением вопросов
распоряжения недвижимостью). В свою очередь, полномочия собственников не позволяют
требовать от руководителей унитарных предприятий достижения определенных
качественных показателей в деятельности предприятий. Только с
Для унитарных предприятий не предусмотрено обязательное
проведение периодических аудиторских проверок, а в ряде случаев их
организационно-правовая форма не приведена в соответствие с действующим
законодательством, поскольку они созданы до принятия Гражданского кодекса. В
частности, это относится к функционированию значительного количества унитарных
предприятий в сельском хозяйстве.
До сих пор в стране отсутствует полный реестр унитарных
предприятий. Поэтому ни Минимущество, ни региональные
органы власти не имеют исчерпывающей информации об активах унитарных предприятий
и основных показателях финансово-хозяйственной деятельности. С целью сокрытия
доходов унитарных предприятий их руководители создают дочерние структуры, в
которых концентрируется прибыль, и таким образом она выводится из-под контроля
государства. Нередко руководство унитарного предприятия заключает такие
договоры, в которых завышены себестоимость продукции, цена, что приводит к
нанесению ущерба государству. Почти за десять лет руководители унитарных
предприятий отвыкли от государственного контроля и ориентированы только на
получение прибыли в частных интересах.
Назрела необходимость создания системы экономического
мониторинга и ужесточения контроля над деятельностью унитарных предприятий и
учреждений, оптимизации количества унитарных предприятий и учреждений,
повышения эффективности их работы. Но, как показывает практика всех лет,
Правительство идет в этом случае по пути сокращения государственных объектов,
не заботясь о решении социально-экономических задач общества.
Действующая Концепция по управлению госимуществом
предполагает совершенствование механизма управления унитарными предприятиями и
учреждениями путем построения системы взаимоотношений их руководителей
непосредственно с государственными органами, ответственными за госимущество.
Предполагается в целях обеспечения национальной безопасности: прекратить
приватизацию имущества, необходимого для реализации стратегических интересов
государства; расширить деятельность предприятий, созданных для реализации
товаров и услуг по минимальным ценам; осуществлять разработку и изготовление
отдельных видов продукции, находящихся в сфере национальных интересов
Российской Федерации; производить некоторые виды продукции, предназначенные для
оборонных целей; прекратить практику применения на унитарных предприятиях законов,
принятых для негосударственных предприятий; осуществлять дотирование отдельных
видов деятельности и убыточных производств; в целях обеспечения
продовольственной безопасности государства проводить закупочные и товарные
интервенции; осуществлять научную и научно-техническую деятельность в отраслях,
связанных с обеспечением национальной безопасности. При принятии решений о
несоответствии функционирования унитарных предприятий и учреждений поставленным
перед ними задачам они могут быть преобразованы в акционерные общества,
реструктуризированы, переданы в собственность субъектов Российской Федерации и
муниципальную собственность, а также ликвидированы.
Большое внимание в настоящее время следует уделять подбору
руководителей предприятий, назначение которых может производиться только на
конкурсной основе. Расширение системы контрактов, проверок соответствия
организационно-правовых форм действующему законодательству, разработка
информационной системы о деятельности унитарных предприятий и учреждений, а
также ежегодные аудиторские проверки должны повысить
эффективность функционирования данной части государственного сектора экономики.
Как мы уже подчеркивали ранее, развитие госсектора
Российской Федерации идет по своеобразным законам. Если в индустриальных
странах его значение и роль в современный период, по крайней мере, не
уменьшаются, то в российской действительности по-прежнему взят курс на его
сокращение.
Предыдущая страница Оглавление Следующая
страница