Учебники по социологии обычно начинаются с определения ее
объекта и предмета. Признавая резонность данной традиции, преднамеренно нарушим
ее, руководствуясь следующими соображениями.
Социология как особая наука об обществе возникла в ХIХ столетии.
Но в более древние времена люди так или иначе понимали логику развития
общества, свои роли и положение в нем, строили свое общественное поведение в
зависимости от своих представлений об обществе, своих жизненных силах.
Социологическая наука в XIX в. сформировалась не на пустом месте, а на
базе многообразных учений об обществе и в процессе критической переработки,
обобщения разнообразных взглядов. Поэтому для социологии вопрос об ее
собственной истории – не побочная, а содержательная проблема, анализ
которой должно предшествовать выяснению ее современного научного статуса. Без
знаний досоциологических представлений об обществе невозможно понять суть
социологического понимания общества, логику становления социологии, специфику
ее объекта и предмета.
Отметим еще одно важное обстоятельство. Социологические
исследования процессов социализации наших современников свидетельствуют о том,
что каждый человек в ходе своего социального созревания руководствуется не
одним, а многими, зачастую противоречащими друг другу представлениями об
обществе. Каждый из нас в течение своей короткой жизни в сжатом виде проходит,
по сути дела, тот путь, который прошло все человечество, избавляясь от одних
взглядов на общественную жизнь и обогащаясь другими. Очевидно и то, что кое-кто
из современников обычно останавливается на уровне осмысления общества,
свойственного древним людям, большинство ушло дальше, но далеко не все овладели
современным социологическим мышлением.
Наш преподавательский и жизненный опыт со всей определенностью
побуждает к такому заключению, что если изучение социологии начинается с
изложения достижений современной социологической мысли, то студенты, имеющие в
своем сознании разнообразные досоциологические взгляды, сталкиваются с большими
познавательными трудностями. Гораздо больший образовательный эффект
достигается, когда первоначально студенты знакомятся с основными
досоциологическими концепциями, соотносят с ними свое личное понимание общества
и осознают потребность изменения своего социального мышления в направлении его
социологизации.
Как видим, имеются и содержательные, и дидактические
основания тому, чтобы начать настоящее пособие нетрадиционно – с
характеристики представлений об обществе, господствовавших в разные времена
человеческой истории. Это тем более важно подчеркнуть, что в последней трети
ХХ в. явно обозначилась тенденция усиления влияния нетрадиционных, новых
социологических учений, вызванных ускорением темпов социокультурных изменений
вообще.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница