Глава 1. Главные вехи становления социологии

 

Учебники по социологии обычно начинаются с определения ее объекта и предмета. Признавая резонность данной традиции, преднамеренно нарушим ее, руководствуясь следующими соображениями.

Социология как особая наука об обществе возникла в ХIХ столетии. Но в более древние времена люди так или иначе понимали логику развития общества, свои роли и положение в нем, строили свое общественное поведение в зависимости от своих представлений об обществе, своих жизненных силах. Социологическая наука в XIX в. сформировалась не на пустом месте, а на базе многообразных учений об обществе и в процессе критической переработки, обобщения разнообразных взглядов. Поэтому для социологии вопрос об ее собственной истории – не побочная, а содержательная проблема, анализ которой должно предшествовать выяснению ее современного научного статуса. Без знаний досоциологических представлений об обществе невозможно понять суть социологического понимания общества, логику становления социологии, специфику ее объекта и предмета.

Отметим еще одно важное обстоятельство. Социологические исследования процессов социализации наших современников свидетельствуют о том, что каждый человек в ходе своего социального созревания руководствуется не одним, а многими, зачастую противоречащими друг другу представлениями об обществе. Каждый из нас в течение своей короткой жизни в сжатом виде проходит, по сути дела, тот путь, который прошло все человечество, избавляясь от одних взглядов на общественную жизнь и обогащаясь другими. Очевидно и то, что кое-кто из современников обычно останавливается на уровне осмысления общества, свойственного древним людям, большинство ушло дальше, но далеко не все овладели современным социологическим мышлением.

Наш преподавательский и жизненный опыт со всей определенностью побуждает к такому заключению, что если изучение социологии начинается с изложения достижений современной социологической мысли, то студенты, имеющие в своем сознании разнообразные досоциологические взгляды, сталкиваются с большими познавательными трудностями. Гораздо больший образовательный эффект достигается, когда первоначально студенты знакомятся с основными досоциологическими концепциями, соотносят с ними свое личное понимание общества и осознают потребность изменения своего социального мышления в направлении его социологизации.

Как видим, имеются и содержательные, и дидактические основания тому, чтобы начать настоящее пособие нетрадиционно – с характеристики представлений об обществе, господствовавших в разные времена человеческой истории. Это тем более важно подчеркнуть, что в последней трети ХХ в. явно обозначилась тенденция усиления влияния нетрадиционных, новых социологических учений, вызванных ускорением темпов социокультурных изменений вообще.


Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая страница