Известно, что первобытная стадия развития человечества была
самой длительной, но остается изученной менее других. Ее начало связывают с
зарождением социальных отношений внутри и между стадами протолюдей, происшедшим
более восьми тысяч лет тому назад. На основе исторически первичных социальных
связей сформировались общины – узколокальные, замкнутые, автономные друг
от друга социальные образования. Они характеризовались:
Первобытное устройство прошло несколько качественно
отличных состояний. Принято различать родовую, племенную и сельскую (поселенческую)
общины, исторически последовательно сменявших друг друга. Все выше названные
сущностные характеристики в наиболее выраженном виде присущи родовой общине.
Последующим типам общин, особенно поселенческой (сельской), эти характеристики
свойственны с определенными оговорками, отражающими процесс их размывания и
дополнения новыми признаками. Поскольку родовая община занимала основную часть
первобытной фазы, постольку именно она оказала наибольшее воздействие на
первобытных людей, на формирование и развитие сознания первых сотен поколений
человечества.
Каким образом наши далекие предки понимали общество, в
котором жили? Этот вопрос для социологии не праздный, ибо с него начинается
осознание ее коренных истоков. По понятным причинам ответить на данный вопрос
весьма сложно, но крайне желательно, чтобы зафиксировать исторически исходные
представления о феномене общества.
Труды древних авторов (Геродота, Цезаря, Тацита, Ибн
Батуты), поздних историков, современных этнологов и социальных антропологов 1>>> позволяют отметить шесть главных
особенностей сознания первобытных людей.
Понятно, что эта цельность – следствие примитивности,
неразвитости первобытных людей. Однако ее не стоит понимать только как
отрицательную характеристику. Сознание людей всегда отражает условия их
жизнедеятельности. Недифференцированность сознания древних – показатель
того, что они не отделяли себя от природы, не противопоставляли ей свою общину,
а себя общине, оценивали себя (и себе подобных) как органичную частицу и
природы, и общества.
Приходится сожалеть о том, что дальнейший
прогресс человечества привел к возникновению труднорешимых экологических и
социальных проблем. Они усугубляются ныне не только факторами экономического
порядка (потребностью дальнейшего развития производства), но и расчлененностью
сознания современников, забвением ими того, что они продолжают оставаться
представителями природы и общества, а потому должны жить в ладу и с природой, и
друг с другом. Наши далекие предки были в этом отношении мудрее нас, хотя эта
мудрость и была "стихийной", обыденной, природной.
Примитивный коммунизм обычно критикуется за
антииндивидуальность, за то, что он исключает развитие личности, делает общину
самодостаточной и самодовлеющей величиной социальной жизни. Наглядным
подтверждением антииндивидуальности родовой общины выступает общеизвестный
факт. На вопрос: "Кто ты есть?", первобытные коммунары-общинники
отвечали названием своего рода (тотема), а не своим именем.
Менее известно, что
примитивно-коммунистическое сознание профилактировало возникновение многих
внутриобщинных проблем. По данным, например, Маргарет Мид, в сохранивших
первобытно-коммунистическое устройство племенах острова Тау (Самоа)
отсутствовали конфликты подросткового возраста, считающиеся естественными
(вызванными спецификой подростков) в современном цивилизованном обществе 2>>>. Эта же исследовательница на основании
сравнительного изучения племен Новой Гвинеи в 1931-1933 гг. пришла к
выводу о зависимости сексуального поведения от принципов культуры и
ориентированности сознания людей. Изыскания многих иных социальных антропологов
и этнографов (Л.Г. Моргана, Ф. Боаса, Л. Уайта,
К. Леви-Стросса, М. Фортеса, И. Хеллоуэлла, П. Бохенна,
Э. Вермиша и др.) дают солидный материал для заключений как о
коммунистическом характере первобытного сознания, так и о сохранительной роли
последнего для древних коммунистических общин.
В последующие времена человеческой истории общественное
сознание не освободилось в полной мере от мифологичности. Иллюзорные, далекие
от истины представления о причинах и следствиях сложных социальных явлений
нередко встречаются и сегодня, влияя на социальное поведение современников.
Пережитки тотемизма сохранились не только в фольклоре
(сказки о родственных отношениях людей с животными) и современных религиях (бог
как общий отец всех верующих, причастие как вкушение тела бога, разделение
животных на чистых и нечистых), но и в социальном сознании многих людей. Речь
идет о мифологеме, согласно которой любое общество, состоящее из разных
этносов, неизбежно делится на "мы" и "они", на наших и их
кровных врагов, на хороших и плохих людей. Эта мифологема до сих пор
подпитывает националистические идеологии и межэтнические конфликты.
Социальные антропологи (Б.К. Малиновский,
А.Р. Радклифф-Браун и другие) единодушно признают неспособность членов
изученных ими дописменных обществ рационально объяснить свои обычаи и порядки 5>>>. Вместо привычных уху цивилизованного
человека аргументов исследователи сталкиваются с нерациональными образными
сравнениями, рассуждениями по странным, на первый взгляд, аналогиям. Чаще всего
обследуемые квалифицируют свою общину (тотем, род, племя) в качестве подобия
человека, у которого есть своя голова (вождь, старейшины), руки и ноги
(охотники, рыбаки, собиратели плодов и кореньев), душа (жрецы, маги).
Антропоморфное осмысление общества, несмотря
на крайний примитивизм, имманентно содержит в себе получившие в дальнейшем
развитие идеи:
Религиозное восприятие общества имело одним из своих
следствий идею детерминизма, предполагающую признание причинных связей и
объективных законов. Развитие этой мысли, ее постепенное высвобождение из пут
примитивной религиозности – важный вектор формирования социологической
науки.
Социальная
антропология– отрасль социологии, изучающая примитивные и традиционные
общественные системы. |
|
Данное
исследование проведено в 1925-1926гг. и описано в книге М.Мид "Культура
и мир детства", изданной на русском языке в 1988г. |
|
Этот термин
введен в научный оборот Дж.Лонгом в конце ХVIIIв. и произведен от слова
"ототеман", которое на языке одного североамериканского племени
означает "род его". |
|
Данное понятие
произведено от греческих слов anthropos– человек и morphe– форма. |
|
Речь идет,
прежде всего, о племенах, живущих на островах Тробриани, Новая Гвинея,
исследованных Малиновским, и Андаманских островах, изученных
Радклифф-Брауном. |
|
Вышеназванные
основоположники социальной антропологии не случайно являются пионерами
социологического функционализма. Малиновский, например, рассматривал
"общество как сравнимую с организмом естественную адаптивную систему,
где за поверхностью явлений надо было увидеть, какую функциональную роль
играет каждая ее часть относительно необходимых условий существования
общества и потребностей его членов". (Цит. по: Современная западная
социология: Словарь. М., 1990. С. 170). |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница