Гипотезы исследования – априорные (доопытные)
предположения, истинность которых нужно либо доказать, либо опровергнуть. Это
своеобразные прогнозные оценки ожидаемого решения задач исследования. Поэтому в
количественном отношении их не может быть меньше, чем задач. Как правило, их
значительно больше, т.к. под одну задачу выстраивается несколько гипотез. Чем
больше гипотез и чем точнее они соответствуют решаемым задачам, тем богаче
будет исследование, тем более ценной, практически полезной станет полученная
информация.
Последнее правило, однако, нуждается в существенном
дополнении. Гипотез должно быть не просто больше задач. Их нужно
конструировать:
Различают описательные (или структурные) и объяснительные
(детерминационные) гипотезы. Первые – научные предположения о
структуре тех явлений и процессов, которые подлежат анализу.
Вторые – предположения о причинно-следственных взаимозависимостях
(детерминациях) анализируемых явлений и процессов. В эмпирических
исследованиях используются, как правило, оба типа гипотез, но предпочтение
оказывается объяснительным, т.к. на основе проверки их истинности открывается возможность
формулирования конкретных рекомендаций.
Поясним сказанное на примере исследования по теме:
"Вероятность забастовки в цехе №1 завода А". Описательная
гипотеза в таком случае может выглядеть, примерно, так:
"Основными причинами вероятности забастовки выступают:
Объяснительные гипотезы будут выстраиваться по иному
принципу: "Вероятность забастовки повысится (или понизится), при
условии…"
.
Рабочие гипотезы – своеобразный мостик,
соединяющий теоретико-методологический и процедурно-методический разделы
программы. Их содержание определяет то, какие методы, инструменты, процедуры и
техники целесообразно применить для установления истинности или ложности
априорных предположений.
Априорным
знанием называют то, которое было до опыта, т.е. до начала исследования. |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница