Определение исследовательской стратегии зависит от глубины
знаний социологов об изучаемом объекте и предмете, а также выдвинутых гипотез.
Различают три основные исследовательские стратегии и разные варианты их
комбинаций.
Первая называется разведывательной. Она используется в случаях недостатка знаний для
формулирования должной системы гипотез. Разведывательный план предполагает:
В итоге исследовательских процедур появляется информация,
позволяющая уточнить формулировки гипотез, а иногда, и предмет, и задачи
исследования.
Вторая стратегия – описательная. Она нацелена на получение информации, позволяющей дать
достаточно полное описание объекта, всех его важных количественных и
качественных характеристик. Эта, безусловно, более ценная стратегия возможна
при условии такого знания объекта и предмета, которое позволяет определить всю
систему гипотез без предварительной разведки.
Третья – экспериментальная. Ее целесообразно применять лишь тогда, когда,
во-первых, – цель исследования сводится к выяснению причинно-следственных
связей внутри изучаемого объекта; во-вторых, – гипотезы имеют
объяснительный характер, т.е. содержат обоснованные предположения о причинах и
следствиях явлений и процессов, происходящих в объекте. Социологические
эксперименты проводятся по особым и довольно сложным методикам, о которых речь
пойдет позже.
Зачастую социологи используют не один, в несколько путей
исследовательского поиска, комбинируя элементы разных исследовательских
стратегий. Об этом они обязаны сказать, характеризуя свой стратегический план.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница