Содержание завершающего этапа зависит от формы организации
исследования и вида отчета. Если исследование проводилось по инициативе и на
средства самих исследователей, то отчет выполняется в виде: а) диссертации
на соискание ученой степени, б) публикации научной монографии или статей,
в) доклада на каком-либо собрании социологов (конференции, симпозиума,
конгресса и т.п.).
Плановые госбюджетные исследования завершаются написанием
полного отчета о проделанной работе, включающего в себя:
При этом отчет оформляется в полном соответствии с
требованиями ГОСТа к оформлению научных работ.
Вид отчетов за заказное исследование определяется договором
на его проведение. Заказчик и социологи вправе договориться об отчете:
Понятно, что в разных случаях подготовка отчета требует
разных затрат времени, средств, интеллектуально-творческого и
технико-оформительского труда.
Назовем проблемы, которые чаще всего возникают в связи с
приемом-сдачей отчетов о социологических исследованиях.
Первая связана с соблюдением конфиденциального характера
содержащейся в отчетах информации. Заказчик, как правило, кровно заинтересован
в том, чтобы эта информация не попала в чужие руки, особенно конкурентам.
Исполнители обязаны уважать этот интерес, ни в коем случае не предоставлять
полученную информацию никому, кроме заказчика (даже если кто-то заплатит за нее
больше, чем заказчик). Боязнь огласки – одна из весомых причин
нежелания руководителей проводить социологические исследования в
подведомственных им структурах.
Суть второй проблемы заключается в определении собственника
информации, полученной в процессе исследования. Кому она
принадлежит – заказчику, оплатившему расходы на ее производство, или
социологам, непосредственно ее получившим? Если в договоре нет никаких
специальных условий на этот счет, то заказчик и исполнители выступают
равноправными собственниками информации, содержащейся в отчете. Это значит, что
ни та, ни другая сторона не имеет права распоряжаться ею без согласия другой
стороны. В ситуации, когда, скажем, социологи решили опубликовать эту
информацию (или ее часть), они обязаны получить на это разрешение заказчика.
В противном случае возникает их ответственность перед судом, естественно,
если в суд поступит соответствующий иск.
Возможно и иное решение данной проблемы. В договоре
может быть специально оговорено то, что исполнители отказываются от своей
интеллектуальной собственности, продают ее заказчику за какую-то сумму.
В такой ситуации заказчик становится единственным владельцем информации и
может распоряжаться ею так, как ему заблагорассудится (вплоть до ее
уничтожения). Социологи при этом полностью лишаются возможности использовать
полученные ими данные в любых целях.
Проблема собственности на социологическую информацию имеет
еще один аспект, который должен быть отражен в отчете.
Эмпирическое социологическое исследование –
коллективное дело. В его проведении участвует много людей, выполняющих
разнообразные функции: организаторов, сборщиков информации, кодировщиков,
операторов ЭВМ аналитиков и др. Каждый из них вносит свою лепту в производство
нового знания. Поэтому вклад каждого определяется научным руководителем
исследования, утверждается на общем собрании исследовательского коллектива и
фиксируется в отчете.
Подведем итог.
В главе охарактеризованы только основные вопросы организации, подготовки и
проведения социологических исследований. Но и этого достаточно, чтобы сделать
явной несостоятельность распространенного мнения о труде социологов, согласно
которому они занимаются лишь тем, что пристают к людям с просьбой заполнить
анкетку. На самом деле, их работа во сто крат сложнее, содержательнее и нужнее
обществу. Видимая деятельность социологов – надводная часть
айсберга, основная масса которого, как известно, находится под водой.
Разработка исследовательской программы, пилотаж
инструментария, полевые работы, обработка первичной информации, анализ
вторичных данных, формулирование выводов и рекомендаций, оформление отчетов за
сделанное – главные вехи любого социологического исследования,
реализация которых требует выполнения многих специальных процедур. Большая
часть исследовательских операций социологов в завершенной главе не только не
раскрыта, но даже не названа. Разговор о них занял бы много места, а понимание
их требует специфических знаний и социологических навыков, которых у Вас,
уважаемый читатель, скорее всего нет. Вы можете пополнить необходимые для
деловых контактов с социологами знания путем изучения нижеприведенной
литературы. Первичные социологические навыки можно получить, участвуя в
эмпирических исследованиях на вспомогательных ролях – в качестве
анкетеров, интервьюеров и других технических исполнителей.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница