Телевизионный экспресс-опрос – метод сбора не столько социологической,
сколько политологической информации, используемый ведущими политических
телевизионных программ. Техника этого метода предполагает:
Этот привлекательный для многих прием тележурналистики
способен дать только поверхностное представление об общественном мнении вообще,
по поставленному вопросу, в частности. Он не может выявить умонастроения всего
народа, т.к. данную телепередачу видели не все, а возможность позвонить в
телестудию имели только немногие. Тем не менее, этот метод может использоваться
в социологических исследованиях, естественно, без претензий на роль главного и
объективного.
Референдумы, плебисциты и иные общенародные голосования – политические мероприятия, которые связаны с
опросом населения, а поэтому должны быть использованы для социологического
анализа общественного мнения и степени социальной напряженности. К сожалению,
при разработке вопросов, выносимых на народное голосование, научные нормативы
нарушаются в угоду политическим интересам и амбициям их представителей. Это
резко снижает социологическую ценность их результатов, но не исключает
целесообразности их учета в исследовательской работе, например, при
конструировании гипотез.
Экспертные опросы –
специфический вид опросов, не имеющих массового характера, но играющих важную
роль в эмпирической социологии и все чаще используемый ею. Поэтому он нуждается
в подробной характеристике, чему будет посвящен следующий параграф и один из
параграфов пятой главы.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница