Продолжим начатый в предыдущей главе разговор об экспертных
опросах и завершим характеристику качественных методик социальных исследований.
Интеграция экспертных оценок есть, по сути дела,
совокупность приемов перевода количественного анализа этих оценок в
качественный. Поэтому он, с одной
стороны, невозможен без предварительного выявления количественных признаков
мнений экспертов, с другой – принципиально отличен от их традиционно
количественной интерпретации, а с третьей – свидетельствует о надуманности
и некорректности утверждений, согласно которым качественная методология лучше
(или хуже) количественной. Реально лучшим оказываются исследовательские методы,
в наибольшей степени соответствующие задачам исследования.
Интегрирование (согласование, комплексирование) экспертных
оценок необходимо тогда, когда нужно: 1) выработать научно обоснованное
управленческое решение; 2) сформулировать миниконцепцию, объясняющую новые
явления и процессы, происходящие в изучаемом микросоциуме, и дающую основание
для последующего теоретизирования. Как уже отмечалось, без этого невозможно в
полной мере реализовать эвристические и практико-ориентированные возможности
фокус-группы, БОУ и "проблемного колеса". Иначе говоря, интеграция
оценок экспертов, являясь вполне самостоятельным способом качественного анализа
информации, вплетается в другие качественные методики и в этом смысле выступает
их составной частью.
Реализация характеризуемого метода предполагает выполнение
ряда исследовательских операций в следующей последовательности:
Методика "мозгового штурма" предполагает устранение субординационных границ между
участниками дискуссии, запрет критики любых идей, прозвучавших из уст
экспертов, поощрение свободного выражения любых мнений и комбинирования идей
друг друга, выдвижение необычных, даже несбыточных положений, снижение уровня
самокритичности участников дискуссии, расковывание творческого мышления
участников дискуссии. Благодаря этому удается выяснить оригинальные подходы к
изучаемой проблеме, разнообразие ее возможных решений, определить наиболее
оптимальный вариант, сблизить мнения экспертов, добиться их определенного
консенсуса в понимании обсуждаемой проблемы.
Синектическая методика дискутирования и согласования мнений
экспертов применяется тогда, когда
обсуждаемая проблема характеризуется особой трудностью решения, а
эксперты – повышенной компетентностью. Она позволяет выявить
наибольшее число оригинальных идей и детально проанализировать каждую из них.
Ценность этой методики проявляется и в другом. Участникам "синектической
группы" ставятся задачи: 1) четко высказывать свое понимание
проблемы; 2) внимательно выслушать мнения других; 3) поставить себя в
положение тех участников дискуссии, которые выражают противоположную точку
зрения, и постараться понять, почему их мнение таково, какое есть (т.е.
проявить эмпатию); 4) скорректировать свою позицию с учетом резонности
позиций других. Если эти условия выполняются, то на пути интегрирования оценок
экспертов делается значительный шаг вперед.
Эту задачу можно решить и с помощью ИПИД – специальной
методики проведения дискуссии, делающей акцент на "индуцировании
психоинтеллектуальной деятельности". Ее следует применять не для выявления
разных позиций дискутеров, а в условиях, когда эти позиции уже установлены
другими методами. Цель ИПИД – выработка единого понимания проблемы,
обеспечение единства действий участников дискуссии по решению обсужденного
вопроса. Для этого используются разнообразные техники выработки консенсуса, как
те, которые применяются в "синектической группе" (проявления эмпатии),
так и многие другие. Речь идет, прежде всего, о "Стоп-технике",
"Да-технике", "Чем-тем-технике", "формуле
неконфликтного общения", "пароля для друзей" и т.п.
Ранжирование предложенных экспертами вариантов решения исследуемой проблемы, их упорядочение по трем, как
минимум, основаниям:
Эта исследовательская операция делается после и по итогам
очного сопоставления мнений экспертов. Когда в исследовании применяются не
одна, а несколько форм групповых дискуссий, возникает необходимость нескольких
туров ранжирования, переплетения этой исследовательской операции с предыдущей.
Данное ранжирование необходимо для выработки оптимального решения проблемы и
последующего этапа интеграции оценок экспертов.
Разработка такой миниконцепции необходима в двух
отношениях: во-первых, в качестве "кирпичика", из которых строятся
социологические теории "среднего", а затем и "большего"
уровней; во-вторых, – для завершения процедуры интегрирования
экспертных оценок.
Все сказанное можно выразить в виде следующей схемы:
|
Схема
4. Последовательность операций интегрирования экспертных оценок
(см. снизу) |
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница