Греческое слово "эмпирия" переводится на русский
язык как "опыт". Эмпирические исследования, следовательно, суть научные
опыты. Их проводят не только естественные науки, но и социология.
Социологические опыты часто называют конкретными социологическими
исследованиями, ибо они связаны с изучением конкретных социальных проблем.
Эмпирические социологические исследования дают материал не только для
теоретических обобщений, но и для формулирования рекомендаций, реализация
которых призвана решить изученную проблему практически. Политологи и политики,
юристы и управленцы, философы и теологи, филологи и журналисты, экономисты и
бизнесмены, психологи и педагоги, историки, культурологи и деятели культуры,
социальные работники и все прочие специалисты социогуманитарного
профиля – активные потребители информации, вырабатываемой путем
проведения эмпирических социологических исследований. Используя ее, они решают
свои профессиональные проблемы как практического, так и теоретического
характера. Поэтому им нужно знать как социологические исследования организуются
и проводятся, что они могут дать, а чего дать не могут, насколько им можно
верить, каковы их возможности и ограничения, когда целесообразно проводить
эмпирические социологические исследования, каким образом они используются в
практической работе.
Социологические опыты могут проводиться по:
а) инициативе и на средства самого исследователя (скажем, при его работе
над диссертацией); б) плану работы социологических служб предприятий,
управленческих структур, банков, политических партий и иных организаций,
имеющих в своем штате социологов; в) плану деятельности социологических
лабораторий, кафедр, факультетов университетов, финансируемой из
государственного бюджета; г) заказу руководителей организаций, не имеющих
своих социологических служб, или частных лиц. Поскольку Вы в будущем можете
стать заказчиком того или иного социологического исследования, стоит
рассмотреть вопрос о том, в каких случаях резонно прибегать к услугам
социологов-эмпириков.
Во-первых, в ситуации Вашей случайной деятельности, если
она связана с изучением актуальных социальных явлений и процессов, а потому
нуждается в социологическом подкреплении или экспертировании.
Во-вторых, в случае Вашей будущей общественно-политической
и управленческой деятельности, необходимости разработки и корректировки
общественно-политических программ, принятия управленческих решений, влияющих на
социальное поведение людей, социальные общности и группы.
В-третьих, если Вы станете руководителем какой-либо
организации или входящего в нее трудового коллектива. Этот случай рассмотрим
подробнее, т.к. руководители организаций нуждаются в социологических услугах
чаще всего и по многим причинам. Назовем главные из них:
а) необходимость реформирования организации, выяснения
наиболее целесообразных путей и методов этого реформирования. Успех новой
реорганизации определяется тем, насколько люди, жизнедеятельность которых
реформируется, понимают и приемлют ее необходимость. Социологические
исследования способны выявить степень принятия намечаемой реорганизации разными
категориями работников, те нововведения, которые приемлются или отвергаются
большинством. Это позволяет повысить обоснованность мер, реализация которых
обеспечивает корректировку и выполнение плана реформирования организации;
б) потребность в изучении конкретных социальных явлений,
проявляющихся в организации и вызывающих тревогу ее руководителей. Эти явления
могут быть самыми разными: массовые нарушения трудовой дисциплины, повышенная
текучесть кадров, конфликты между руководителем и подчиненными, несбалансированность
действий разных подразделений организации и т.п. Социологические исследования
вскрывают причины появления этих явлений, механизмы и тенденций их развития,
возможности минимизации их негативных последствий;
в) внедрение в организации какого-нибудь новшества (новой
техники, формы оплаты труда, управленческой технологии, изменение рекламной
деятельности, состава поставщиков, дилеров, номенклатуры продукции, цен ее
реализации и т.п. инновации). Во всех этих случаях важно руководствоваться не
только технико-технологическими и финансово-экономическими, но и
социологическими соображениями. Недоучет последних – причина неудач
многих нововведений, резонных во всех отношениях, кроме социологического;
г) кризисная ситуация организации, когда она оказывается
перед выбором одного варианта дальнейшего поведения из многих возможных
альтернатив. Квалифицированные социологи владеют знаниями и умениями,
позволяющими сопоставить последствия всех возможных вариантов дальнейшего
развития организации, дать соответствующие советы и рекомендации;
д) потребность усовершенствования работы с персоналом и
социально-психологического климата в организации. С помощью
социологических методик можно обстоятельно изучить личностные качества
персонала, стили руководства и стили подчинения, сложившиеся во всех структурах
организации, выявить неофициальных лидеров трудовых коллективов, их роль в
коллективе, многие иные факторы внутри- и межколлективных взаимоотношений,
разработать программу деятельности администрации с персоналом организации;
е) необходимость управления социальными конфликтами в
организации, проявляющимися в формах бойкота руководителей подчиненными,
забастовок, митингов, демонстративных голодовок, блокирования транспортных
магистралей, взятия руководителей в заложники и т.п. Предупреждение крайних
проявлений протестного поведения, своевременное решение конфликтов –
актуальная проблема практически всех трудовых коллективов современной России.
Решить ее без помощи социологии, без знания закономерностей возникновения, проистекания
и преодоления социальных конфликтов невозможно. Социологические исследования
дают такую информацию, которая может быть использована заказчиком для
управления конфликтами, снижения накала конфликтности, проведения переговоров с
конфликтерами, нахождения взаимоприемлемого выхода из трудовых,
производственных и иных конфликтов организации;
ж) нужда в выяснении причин, по которым товары или услуги
организации не имеют должного спроса. Такие исследования называются
маркетинговыми, но по сути своей являются эмпирическими социологическими.
Современная социальная жизнь в России весьма динамична и
нестабильна. Каждый новый день ставит перед всем обществом, государством,
организациями, трудовыми коллективами, бизнесменами и политиками новые
проблемы. Поэтому предусмотреть все возможные случаи нужности социологических
исследований невозможно.
С чего начинается подготовка заказного эмпирического
социологического исследования? Как правило, с поиска заказчиком
(заинтересованным в проведении этого исследования лицом) подходящего
исполнителя (исследовательской группы). Итогом нахождения исполнителя и
переговоров между ним и заказчиком является заключение договора о проведении
научно-исследовательской работы (НИР). В нем формулируется тема
исследования, ее объект, предмет и сроки исполнения, означаются взаимные
обязательства сторон, в т.ч. финансовые, содержатся реквизиты договаривающихся
юридических лиц. По желанию заказчика или исполнителя текст типового договора
может быть расширен за счет включения в него формулировок целей и задач
исследования, условий применения штрафных санкций и другого. Договор вступает в
силу после его подписания представителями заказчика и исполнителя, скрепленного
печатями соответствующих юридических лиц. Дата подписания договора, как правило,
означает дату начала исследования, точнее – разработки
исследовательской программы.
Инициатором заключения договора на проведение НИР может
быть не только заказчик, но и исполнитель. В таком случае основанием для
заключения договора выступает заранее разработанная социологами
исследовательская программа, согласованная с заказчиком и утвержденная им.
Сказанное заслуживает особого внимания в силу того, что в последнее время
появилось немало людей, выдающих себя за социологов, но фактически ими не
являющихся. Отличить лжесоциологов от настоящих квалифицированных специалистов
можно не столько по наличию у них соответствующих дипломов, сколько по качеству
исследовательской программы. В наше время, к сожалению, диплом социолога
можно купить. Но купить умение разрабатывать толковую программу эмпирического
социологического исследования невозможно. Это умение дается только в итоге
многолетней учебы, выступает первейшим отличительным критерием специалиста в
области социологии.
Заметим, что оба варианта заключения договора заказчика с
исполнителем предполагают наличие исследовательской программы. При первом
варианте эта программа, правда, разрабатывается после подписания договора, но
служит обязательным дополнением к нему. Почему программе эмпирического
социологического исследования уделяется столь большое внимание? Что она собой
представляет? На основе чего заказчик-несоциолог может оценить качество
исследовательской программы социологов? Ответ на эти вопросы будет дан в
следующем параграфе.
Предыдущая страница | К оглавлению | Следующая
страница